Вопрос возник в связи с тем, что в соответствии со ст. 14.37. КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
Не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Обязательной к размещению информацией в силу закона в основном считается вывеска, содержащая сведения о товаре, продавце, производителе, в том числе на основании ст. 9.10 Закона "О защите прав потребителей". Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
В силу п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела. В соответствии с п. 7 письма ФАС РФ от 27.12.2017 № АК/92163/17 при оценке информации на предмет ее отнесения к вывеске или рекламе необходимо руководствоваться как содержанием такой информации, так и всеми обстоятельствами ее размещения. При решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей в силу закона или обычая делового оборота информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте входа в организацию или месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.
Суды проводят различие между рекламной и информационной вывеской по цели ее размещения: цель информационной вывески довести до сведения граждан информацию о том, какое юридическое лицо размещено в помещении, и главная ее задача облегчить потребителю поиск юридического лица в здании, его идентификацию, тогда как цель рекламной вывески – привлечь внимание неопределенного круга лиц к деятельности компании.
В силу сложившейся судебной практики информационной вывеской признают небольшую вывеску, размещенную возле входной двери в помещение, среднего размера, на которой размещена информация об организации, ее реквизиты (ИНН, ОГРН, адрес), а также информация о времени работы, а вывески с наименованием организации и указанием на вид деятельности компании (стоматологическая клиника «А», магазин Магнит, Агентство недвижимости «А») чаще всего в суде признают рекламными на основании следующих признаков:
- информация, адресована неопределенному кругу лиц и направленна на привлечение внимания к деятельности организации;
- размер вывески является значительным;
- вывеска выполнена в контрастном стиле, имеет световую подсветку, позволяющую видеть вывеску с очень большого расстояния;
- на вывеске размещено фирменное название не соответствующее названию юридического лица;
- рядом со входом в помещение уже имеется информационная вывеска с информацией об организации.
Размещение рекламных вывесок на фасаде дома в Екатеринбурге осуществляется на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выданного Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО) (в силу закона Свердловской области № 86-0 от 20.07.2015 «О перераспределении отдельны полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» и органами государственной власти Свердловской области») и согласия собственника помещения на размещение данной вывески. Срок предоставления государственной услуги по выдаче разрешения: 30 рабочих дней со дня приема заявки и документов; по аннулированию разрешения – 30 дней. За оказание государственной услуги по выдаче разрешения взимается государственная пошлина в размере 5000 рублей.
В случае размещения вывески на фасаде многоквартирного дома (МКД) должно быть получено согласие общего собрания собственников МКД, т.к. используется общедомовое имущество. Согласие оформляется протоколом общего собрания собственников. Собственники МКД могут делегировать право распоряжения общим имуществом МКД управляющей организации, в этом случае согласие необходимо получить у данной управляющей организации (УК, ТСЖ).
Следует учитывать, что использование общего имущества может быть на возмездной основе: оплаты за размещение вывески определяется решением собственников.